AAAAA A A А x

73-й краснознаменный бронепоезд войск НКВД в обороне Сталинграда

14 сентября 1942 года на станции Банная в ходе Сталинградской битвы под бомбами противника, сражаясь, погиб легендарный 73-й отдельный бронепоезд (бепо) войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.

Это тот самый 73-й бронепоезд, который ранее – в боях под Москвой – 28 и 29 ноября 1941 года на берегу канала Москва-Волга, предотвратил внезапный захват г. Дмитрова наступающими гитлеровскими войсками.

Вступив в единоборство с приближающимися к городу 20 танками противника, бепо под командованием старшего лейтенанта Фёдора Дмитриевича Малышева не только отразил атаку, но и доставил к рубежу обороны свежие силы пехотинцев Красной Армии.

В Сталинград, на станцию Гумрак, 73-й бронепоезд прибыл по распоряжению начальника Сталинградского укрепрайона и командира 10-й дивизии войск НКВД полковника А.А. Сараева ещё 26 августа 1942 г. и уже на следующий день приступил к обстрелам вражеских позиций на станции Конная. В этот день экипажем бепо были уничтожены две миномётные батареи и почти две роты гитлеровцев. При поддержке его орудий железнодорожная станция была отбита советскими войсками.

Документы свидетельствуют, что 10 сентября бронепоезд успешно осуществлял огневые налёты на позиции немцев в посадке у дороги из н.п. Песчанки (высота 144.9), в балке южнее Купоросной, в посадке западнее железнодорожной будки станции Садовое и в балке юго-западнее деревни Поляковка. Только во время этих обстрелов бронепоезду удалось уничтожить две миномётные батареи, наблюдательный пункт и почти батальон пехоты противника.

Исследователь истории войск правопорядка полковник запаса И. Е. Софронов отмечает, что «...немцы устроили за бронепоездом настоящую охоту. Причём фашистские артиллеристы и лётчики стремились разбить не столько сам бронепоезд, сколько железнодорожные пути в районе его действия, чтобы лишить «семьдесят третий» малейшей возможности манёвра. И уже после этого расправиться с ним, превращённым в неподвижную цель».

Непрекращающимися, обвальными бомбёжками с 11 по 13 сентября 1942 г. на станциях Сталинград-2 и Сталинград-1 были разрушены все пути, поэтому 14 сентября капитан Ф.Д. Малышев увёл свой бронепоезд на станцию Банная.

Его подробные записи в тетради свидетельствуют о последних часах сражения бронепоезда в Сталинградской битве: «В 6 ч. началась сильная бомбардировка ст. Банная (бомбило до 40 самолётов противника). В 13 ч. 45 мин. вражескими самолётами сброшены бомбы на стоящую укрытой 2-ю бронеплощадку. Одна из них попала прямо в башню 4-го орудия, в результате чего загорелся находящийся там аммонал и начали взрываться снаряды и винтовочные патроны. При втором налёте бомба попала между 2-й бронеплощадкой и контрольными платформами. Силой взрыва платформы оттолкнуло от бронеплощадки, они загорелись вместе с зенитной установкой… При налёте авиации в 17 ч. 40 мин. сгорела 1-я бронеплощадка».

Но и в этой обстановке экипаж продолжал отражать атаки бомбардировщиков: сержанту Ивану Бодня и красноармейцу Егору Рубцову огнём зенитных пулемётов удалось поджечь двухмоторный бомбардировщик Ю-88.

Вечером 14 сентября 1942 г. капитан Малышев повёл своих бойцов к Волге, где получил приказ командования переправиться вместе с людьми на восточный берег реки. За героизм, проявленный в Сталинградской битве, 3-й бронепоезд войск НКВД впоследствии был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться «Краснознамённым».

Отстроенный заново, он ещё поучаствовал в Великой Отечественной войне, поддерживая огнём части Южного и 4-го Украинских фронтов, а позднее служил в составе войск НКВД по охране тыла действующей армии.

Орденами Красного Знамени были также награждены участники сталинградских боёв - командир бронепоезда майор Ф.Д. Малышев, заместитель командира по политчасти старший политрук И.Н. Крискевич, начальник штаба лейтенант А.И. Жуков, командир мотоброневагона лейтенант В.Т. Сухарев, командир орудия старший сержант Н.И. Иванов и помощник машиниста сержант М.В. Дудко. Ещё более тридцати членов команды «семьдесят третьего» получили орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Страницы Победы 5
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ